Фото Ан-12

Ан-12 – многоцелевой советский военно-транспортный самолет тактического назначения, разработанный АНТК им. О. К. Антонова. Стал альтернативой американскому С-130 «Геркулес». В странах НАТО получил прозвище «Детеныш».

Ан-12
Ан-12
Фото Ан-12 армии России
Ан-12

Данный летательный аппарат заслужил уважение, стал легендой не только на Родине, но и в мире благодаря своей надежности, дешевизне производства, неприхотливости в деле и легкости в обучении экипажа.

История разработки Ан-12

Идею создания Ан-12 связывают с визитом в середине 50-х Н. С. Хрущева в ОКБ Антонова. Прибывши в конструкторское бюро, лидер советского государства знакомился с трудовым коллективом, интересовался успехами недавно переехавшего в Киев конструктора О. К. Антонова. В то время умы авиастроителей были сосредоточены над завершением проекта по созданию самолета Ан-8. Никиту Сергеевича очень заинтересовала данная разработка, особенно ее пассажирский вариант, макет которого в то время уже был изготовлен из дерева в полный размер. Однако вскоре в ходе беседы при осмотре деревянной модели выяснилось, что аналогичные зарубежные прототипы машины данной классификации имеют в своей конструкции 4 двигателя, что служило залогом большей надежности и безопасности. Итогом такой встречи стало постановление правительства о необходимости постройки такого четырехмоторного самолета и в стране советов.

О. К. Антонов ставил перед собой и коллегами задачу разработать такую пассажирскую конструкцию воздушного судна, которая позволила бы оперативно перепрофилировать его на военные нужды. Подобное решение было обычной практикой во время холодной войны и, более того, очень ценилось руководством. Было решено реализовать один проект в двух модификациях, которые имели бы различия только в строении хвостовой части и техническом оснащении. Такой подход к разработке давал бы в будущем возможность облегчить обучение экипажа, удешевить производство летательных аппаратов, а также открыть новые горизонты в их эксплуатации. Так были созданы Ан-10 (модель для перевозки пассажиров) и Ан-12 (транспортный вариант). Главными достоинствами этих моделей являлась надежность, универсальность применения, взлет и посадка машины на неподготовленных аэродромах, а также возможность быстро переоборудовать, с помощью замены задней части фюзеляжа, все пассажирские самолеты на военно-транспортные нужды.

Фото Ан-12
Ан-12

История производства Ан-12

Проектный этап по созданию самолета был завершен в очень сжатые сроки и составил практически год. Еще полтора года потребовалось авиастроителям, чтоб воплотить идею в виде опытного образца.

Первый раз Ан-12 поднялся в небо 16 декабря 1957 года. Сразу же после взлета летчики ощутили настораживающую вибрацию и решили возвращаться на посадку. В дальнейшем разбирательстве было установлено, что тряска была вызвана незакрытой створкой шасси. И хоть дебютный полет продлился всего 9 минут, начало уже было положено.

Для прохождения программы заводских испытаний самолету Ан-12 потребовалось всего чуть больше полугода. Машина удовлетворительно проявила себя при проверке на различные штатные и экстренные ситуации. К концу 1958 года самолет поступил на гос. испытания, где отрабатывалось выполнение разноплановых задач, в числе которых десантирование живой силы и грузов.

Ан-12 был введен в эксплуатацию в 1959 году. В отличии от своего близнеца Ан-10, который имел менее славную и долгую службу, транспортный вариант этого самолета используется и выпускается (в некоторых странах) и по сей день. Всего в СССР было выпущено более 1200 единиц этой машины различных модификаций.

Ан-12 компании «Украина-Аэроальянс»
Ан-12
Ан-12 компании «Украина-Аэроальянс»
Ан-12
Ан-12 компании «Украина-Аэроальянс»
Ан-12
Кабина штурмана в Ан-12
Кабина штурмана Ан-12

История эксплуатации Ан-12

О незаменимости данной машины на многих поприщах человеческой деятельности говорили не только в СССР, но и за его пределами. Не боясь разных климатических условий, Ан-12 всегда достойно нес свою службу, выполняя задачи транспортного и боевого характера. За годы своей эксплуатации этот самолет побывал во множестве вооруженных конфликтов на территории стран Азии, Африки и Европы, где ему приходилось транспортировать солдат, технику и припасы, выполнять дозаправку, производить разведку и даже вести бомбометания.

Активно использовался самолет и в мирных целях. Ан-12 принимал участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, поисковых операциях, спасши при этом не одну сотню жизней.

Важную роль сыграло появление самолета в развитии Воздушно-Десантных Войск. Большие размеры грузовой кабины позволяли перевозить на этом самолете всю номенклатуру боевой техники ВДВ, а также осуществлять массовое десантирование живой силы. В 1973 году именно с борта Ан-12 было совершено десантирование многокупольной системы «Кентавр», которая позволяла десантировать бронетехнику вместе с экипажем. Данный самолет за несколько десятилетий стал одной из основных единиц воздушного обеспечения нашей армии и по заслугам был любим советскими летчиками.

Фото Ан-12 армии России

На вооружении России по состоянию на 2016 год состоят 36 единиц Ан-12, 3 Ан-12ПС (поисково-спасательная модификация) и 67 Ан-12БК.

Фото Ан-12 армии России
Ан-12
Фото Ан-12БК армии России
Ан-12БК
Фото Ан-12 армии России
Ан-12
Фото Ан-12 армии России
Ан-12
Фото Ан-12 армии России
Ан-12
Фото: Ан-12 взлетает и коптит.
Ан-12
Фото: Ан-12 армии России взлетает и коптит.
Ан-12
Фото Ан-12 армии России
Ан-12
Фото Ан-12 армии России
Ан-12
Фото Ан-12 в небе
Ан-12

Фото Ан-12 ВВС Казахстана

По состоянию на 2016 год ВВС Казахстана имеет 2 борта Ан-12.

Фото Ан-12 ВВС Казахстана
Ан-12 ВВС Казахстана
Фото Ан-12 ВВС Казахстана
Ан-12 ВВС Казахстана
Фото Ан-12 ВВС Казахстана
Ан-12 ВВС Казахстана
Фото Ан-12 ВВС Казахстана заходит на посадку
Ан-12 ВВС Казахстана

Ан-12 «Чёрный тюльпан»

«Чёрный тюльпан» — так неофициально назвали самолёт Ан-12, тренспортировавший тела погибших военнослужащих СССР с территории Афганистана во время Афганской войны 1979—1989 годов.