Фото Ан-124

Ан-124 «Руслан» – один из крупнейших самолетов транспортной авиации. Разработан конструкторским бюро им. О.К. Антонова. Машина предназначена для масштабного перебрасывания солдат и военной техники, а также их десантирования. В мирных целях был ориентирован для доставки тяжелого и крупногабаритного груза на дальние расстояния. В классификации НАТО значится под прозвищем «Кондор».

Ан-124-100 компании «Государственная авиакомпания „224 Лётный отряд“»
Ан-124-100
Ан-124-100
Ан-124-100

Данная модель оснащена четырьмя турбореактивными двигателями. Особенностями корпуса Ан-124 является наличие двух герметизируемых палуб (грузовой отсек и палуба для экипажа и лиц сопровождения), а также двух погрузочных люков, расположенных в носовой и хвостовой части корпуса. Общая квадратура грузового отделения составляет 1050 кв. м.

Конструкция шасси этого воздушного гиганта оборудована поворотными механизмами, системой проседания и регулировкой уровня фюзеляжа, что существенно упрощает процесс погрузки. Многорядная системы стоек дает возможность производить взлет и посадку самолета даже на поверхности с грунтовым покрытием.

История разработки и создания

Появление в американских военно-воздушных силах тяжелого транспортника С-5а «Galaxy», значительно превосходящего советский аналог того времени Ан-22 «Антей», заставило правительство Советского союза издать постановление о разработке ответного прототипа. Такую важность эта тема имела потому, что конкурентоспособность данного вида техники – залог мобильности войск, сильного тылового обеспечения армии и, как следствие, победы в войне с вероятным противником.

Для того чтоб превзойти заокеанскую модель самолета, конструкторам была поставлена задача разработать машину, которая будет способна нести более чем 100 тонн груза. К реализации этого амбициозного плана в 1966 году приступила команда авиастроителей во главе с О.К. Антоновым.

Ан-124-100
Ан-124-100
Ан-124 готовится к загрузке.
Ан-124
Фото: кабина Ан-124.
Кабина Ан-124

Результатом годовой работы стал проект Ан-122. Летательный аппарат представлял собой существенно видоизмененный Ан-22, но ввиду своих слабых тактико-технических характеристик так и не был одобрен командованием.

Началась работа над реализацией проекта заново. Так как опыта постройки столь громадных самолетов в мире еще никто не имел, отечественным конструкторам нужно было разрабатывать принципиально новые подходы в технологиях конструирования.

Так только к 1971 году были готовы чертежи двух новых проектов: Ан-124, который имел четыре двигателя, способных нести на своем борту 120 тонн груза, а также Ан-126, который оснащался шестью двигателями для перевозки 140 тонн. Сперва модель с превосходящей грузоподъемностью вызывала больший интерес, однако в связи с небезопасностью такой конструкции было решено взять в разработку проект Ан-124, который и без того мог транспортировать любой вид боевой техники.

В течение следующих двух лет работники конструкторского бюро трудились над созданием макета в натуральный размер, который был представлен руководству только к 1973 году. Однако до опытного образца и серийного выпуска данной модели было еще очень далеко, так как и этот вариант самолета не мог на тот момент сравниться по своим возможностям с американским аналогом.

Фото: Ан-124 ВВС России.
Ан-124 ВВС России
Фото: Ан-124 в Петропавловск-Комчатском.
Фото Ан-124

Следующие несколько лет также не принесли никаких плодов. Некоторые сотрудники бюро даже стали сомневаться в успешности данного проекта. Пока в 1976 году О.К. Антонов под убедительными доводами коллег из своей команды не принял решение о масштабной модификации проектной модели.

Начались глобальные работы по улучшению практически всех узлов машины. Для реализации этих целей необходимо было разработать и внедрить новый концепт сплавов, оборудования и технологических подходов в конструировании. Инновационные решения должны были повлиять на улучшение прочности машины и ее безопасности. Доводились до удовлетворительных показателей и аэродинамические характеристики самолета. Еще немало времени уйдет c 1976 года на доработку практически всех важных систем воздушного судна перед тем, как новый самолёт сможет соответствовать заданным характеристикам и поднимется в небо.

Фото: Ан-124 в небе.
Фото Ан-124
Фото: Ан-124 в небе.
Фото Ан-124
Фото: Ан-124 в небе.
Фото Ан-124
Фото: Ан-124.
Фото Ан-124

История эксплуатации

Свой первый полет Ан-124 осуществил только в конце 1982 года. Однако впереди воздушного гиганта ожидали еще заводские испытания, которые длились 8 месяцев, до сентября 1983 года. Вторым этапом проверки машины были государственные тестирования, завершившиеся только к 1986 году. Суммарно за это время Ан-124 успел сделать более 600 вылетов и установить 21 мировой рекорд, отрабатывая различные поставленные перед ним задания.

Пред советской публикой этот самолет предстал уже в 1985 году, еще до окончания всех государственных проверок. В этом же году машина была продемонстрирована и международной общественности на выставке в Париже, где произвела огромное впечатление своими размерами и возможностями.

Ан-124 "Руслан" в Париже. 8 июня 1985 года, Ля-Бурже.
Ан-124

На вооружение Ан-124 был принят в начале 1987 года. Всего за все годы было создано 55 машин. Крайний экземпляр был построен в 2004 году. Эксплуатируется и в наши дни.

Ещё фото Ан-124

Ан-124-100
Ан-124-100
Ан-124 "Руслан" украинской компании Антонов.
Ан-124 Руслан
Ан-124-100
Ан-124-100
Ан-124-100
Ан-124-100
Ан-124-100
Ан-124-100
Ан-124-100
Ан-124-100

Эксплуатанты Ан-124

Компания «Волга-Днепр» — имеет 12 самолётов Ан-124, украинские «Авиалинии Антонова» — 7 самолётов. Другие компании владеют не более чем пятью бортами. Воздушно-космические силы Российской Федерации — имеют на своём вооружении 16 Ан-124, по состоянию на начало 2017 года. Открытое акционерное общество «Государственная авиакомпания „224 Лётный отряд“» имеет 8 самолётов Ан-124, по состоянию на начало 2017 года.