Фото Ми-26

Ми-26 тяжелый транспортный вертолет, разработанный в СССР. Является самым крупным вертолетом, поступившим в серийное производство. Отличается также наибольшей грузоподъемностью.

Ми-26
Ми-26

История создания

В 1970-х годах перед советскими конструкторами была поставлена задача создать транспортный вертолет собственный взлетный вес которого составлял бы менее половины его максимального взлетного веса. Вертолет должен был прийти на смену машинам Ми-6 и Ми-12 и предназначался для перевозки воинских подразделений.

Ми-26 и Ми-8МТВ-5
Ми-26 и Ми-8МТВ-5

На фото Ми-26 и пара десантно-транспортных вертолётов Ми-8МТВ-5, последней версии Ми-8МТ.

Ми-26 и Ми-8МТВ-5
Ми-26 и Ми-8МТВ-5

Первый полет состоялся в 1977 году, производство первых предсерийных машин началось три года спустя, их доводка продолжалась до 1983 года, после чего началось серийное производство на вертолетном заводе в Ростове-на-Дону. Уже к 1985 году новый вертолет состоял на вооружении советской армии, а также использовался гражданскими службами. С того времени произведено более 300 Ми-26, около 40 из которых пошли на экспорт.

Ми-26 отстреливает защиту от ракет.
Ми-26
Ми-26 готовится к взлёту.
Ми-26
Фото Ми-26
Ми-26
Ми-26: вид спереди.
Ми-26

Особенности конструкции

Ми-26 стал первым серийно производимым вертолетом с одним 8-лопастным ротором. Следуя классической схеме, он также имеет рулевой винт (5 лопастей). Профиль лопастей может изменяться, что повышает аэродинамические возможности машины.

Силовая установка сконструирована так, что позволяет в случае необходимости выполнять полет только на одном из двух газотурбинных двигателей (если вертолет не перегружен). При том, что собственный вес вертолета лишь незначительно превышает вес его предшественника Ми-6, он способен нести более 20 тонн груза.

Ми-26 принадлежит до сих пор не побитый рекорд грузоподъемности, зафиксированный МАФ на испытаниях 1982 года: он поднял груз 25 т. на высоту 2 км. (вместе с массой вертолета это составило 56,7 т.).

Вертолет способен перевозить бронетехнику с массой до 20 т., которая может загружаться своим ходом через задний погрузочный люк. Возможности по перевозке живой силы: 82 солдата или 68 десантников с амуницией или 60 раненых на носилках и три врача.

Конструкция вертолета предусматривает облегчение процесса погрузки. Для этого предусмотрены лебедки (2 шт.) и специальный гидравлический погрузочный трап, который можно поднимать и опускать из кабины. Кроме того имеется целый ряд приспособлений, облегчающих разгрузку с автотранспорта. В случае необходимости для перевозки грузов можно задействовать внешнюю подвеску.

Наличие специального метеорадара позволяет совершать полеты в любых (в том числе сложных) погодных условиях, а также ночью.

Фото Ми-26 ВВС России пролетает над Московским Кремлём.
Ми-26 МЧС России
Ми-26: вид снизу.
Ми-26
Фото Ми-26
Ми-26
Ми-26 и Ка-52
Ми-26 и Ка-52
Фото Ми-26
Ми-26

Эксплуатация

Ми-26 начал применяться для военных нужд во время войны в Афганистане. Тогда же, в 1988 году, он впервые использовался для вывоза поврежденного вертолета Ми-8 на внешней подвеске. Впоследствии Ми-26 неоднократно применялся для эвакуации поврежденных или подбитых вертолетов, в том числе эвакуировал из Афганистана вертолеты американских и голландских вооруженных сил.

Вертолет участвовал и в других военных конфликтах: войнах в Карабахе, обеих Чеченских, во время боевых действий в Анголе.

Ми-26 нашел широкое применение не только в качестве военно-транспортного вертолета. Он отлично зарекомендовал себя в гражданской авиации и различных спасательных операциях. Из них можно особо отметить привлечение к ликвидации последствий Чернобыля (1986) и разрушительного землетрясения в Китае 2008 года. Отдельно отмечается уникальная операция по транспортировке глыбы льда с вмерзшим в нее трупом мамонта общим весом около 25 т., найденной в Сибири в 1999 году.

В качестве военного вертолета Ми-26 состоит на вооружении в армиях 14 стран, в том числе (помимо государств бывшего СССР) Мексики, Индии, Северной Кореи, Венесулы, Перу, Лаоса, Алжира.

В качестве транспортного вертолета часто привлекается к спасательным операциям в рамках ООН по всему миру.

Фото Ми-26 МЧС России
Ми-26 МЧС России
Фото Ми-26 китайской компании.
Ми-26 китайской компании
Фото Ми-26 МЧС Казахстана готовится к транспортировке самолёта.
Ми-26 МЧС Казахстана